Выйти на замену

 
Политика импортозамещения, проводимая государством, вынуждает компании и госструктуры перейти на использование отечественных аналогов зарубежных товаров, работ и услуг. Вводя механизмы импортозамещения в сфере IT-технологий и промышленности, следует понимать, что в большинстве случаев для разработки таких продуктов требуется значительный промежуток времени.
 
 Фото: Александр Данилов/ РГ
 
Фото: Александр Данилов/ РГ
  

Ситуация в IT не катастрофична. Ряд отечественных разработчиков, в частности, "Лаборатория Касперского", являются производителем конкурентоспособного программного обеспечения мирового уровня. В то же время полный запрет использования зарубежных программных продуктов приведет к запаздыванию в выполнении госпрограмм, а то и к их невыполнению. Импортное оборудование также нельзя заменить отечественными аналогами в сжатые сроки. Отечественные производители не смогут сразу обеспечить спрос на сложное технологическое оборудование (серверы, сложные компьютеры).

Та же ситуация - и в здравоохранении. Показательна ситуация с недавним проектом постановления минпромторга России, предполагающего запрет на закупку государством импортного медоборудования. В итоге представители министерства рассмотрели вариант ограничения участия иностранной медтехники в госзакупках, предусмотрев его только для тех производителей, у оборудования которых есть конкурентоспособный отечественный аналог. Но крайне сложно найти такой, который соответствовал бы всем необходимым параметрам.

Процесс импортозамещения в закупках сталкивается с еще одним очень важным препятствием - это сложность и неоднозначность законодательной базы, в частности 44-ФЗ и 223-ФЗ, а также, например, закона "О конкуренции". На него часто ссылаются регулирующие и проверяющие органы при рассмотрении процедур закупок, в которых указана страна-производитель или марка приобретаемого товара.

Концепцию импортозамещения необходимо поддерживать, но подходить к этому вопросу следует комплексно

То есть на сегодня, с учетом сложившейся практики, установка переходить на отечественные товары будет идти вразрез с действующим законодательством. И указание в документации о закупке конкретной страны-производителя, например Российской Федерации, может повлечь за собой ряд жалоб, которые, скорее всего, будут рассмотрены в пользу заявителя.

Согласно проведенному исследованию, многие заказчики не готовы идти на такую конкретизацию страны-производителя закупаемого товара из-за отсутствия необходимых нормативно-правовых актов, подтверждающих их абсолютное право на такие действия.Ряд крупных отечественных госкорпораций, успевших прочувствовать всю сложность работы в санкционном режиме, также ссылается на целесообразность внесения изменений в действующее законодательство, чтобы закупать товары быстрее и проще. Ведь сам по себе процесс импортозамещения достаточно затратен и сложен.

Концепцию импортозамещения необходимо поддерживать, но подходить к этому вопросу следует комплексно. Нужно заблаговременно готовить не только нормативно-правовые акты, но и многолетнюю тактику и стратегию развития, которая не будет подвержена сиюминутным изменениям.

Текст: Дмитрий Екимов (Советник директора НП "Профессионалы электронного рынка")