Переход на электронную форму закупок: будущее контрактной системы России

Дмитрий Екимов, советник директора НП «Профессионалы электронного рынка», начальник Департамента по развитию электронных торгов ОАО «РАД»

Одной из наиболее чувствительных сфер для экономики страны является рынок государственного заказа, претерпевший изменения в 2014 году. В рамках расширения систем электронных закупок, Министерство экономического развития Российской Федерации подготовило проект поправок в Закон о контрактной системе, предусматривающий переход на электронные процедуры определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Планируется, что они вступят в силу с начала 2015 года.

С принятием Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» система госзакупок перешла на новые правила работы, в рамках которых предусматривается проведение ряда процедур закупок в электронной форме. Минэкономразвития России подготовило проект поправок в Закон о контрактной системе, предусматривающий переход на электронные процедуры определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при проведении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Об этом шаге Минэкономразвития России сообщило на расширенном совещании под руководством заместителя министра экономического развития Евгения Елина по обсуждению законопроекта «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», которое состоялось 06 августа 2014 года.

Предпосылками внедрения такого решения, по мнению Минэкономразвития являются:

- злоупотребления, при проведении закупок в бумажной форме (возможность фальсификации, подмены, преждевременное вскрытие заявок);

- манипуляции заказчика при оценке заявок (возможность «привести нужного поставщика»);

- неэффективное использование трудовых ресурсов и дополнительные расходы бюджетных средств (значительные трудозатраты на подготовку документации в бумажном виде);

- ограничение конкуренции (сложность подачи заявок при доставке конверта в нужное место, в соответствии с требуемым временем).

Говоря о тех целях, которые ставит перед собой Минэкономразвития, вводя всеобщие электронные процедуры закупок, можно отметить следующие:

- повышение прозрачности, открытости;

- снижение издержек;

- сокращение коррупционных рисков.

В качестве основных преимуществ перехода на электронные процедуры закупок Регулятор отмечает такие возможности, как подача заявки 24 часа в сутки из любого региона, рост контроля (автоматизированный контроль), простота, понятность, открытость, удобство, а также анонимность рассмотрения заявки и снижение рисков сговора.

По мнению Минэкономразвития, проведение бумажных процедур противоречит основным принципам и целям контрактной системы.

При переходе на электронные процедуры, следующие процедуры будут проводиться в электронной форме, помимо аукциона:

- электронный конкурс;

- электронный конкурс с ограниченным участием;

- электронный двухэтапный конкурс (в том числе с ограниченным участием);

- электронный запрос котировок;

- электронный запрос предложений.

Планируемые сроки внедрения электронных закупок для федеральных заказчиков – с 01 января 2015 года, для муниципальных заказчиков – с 01 июля 2015 года.

Разрабатывая системы алгоритмов процедур, Минэкономразвития устанавливает несколько базовых постулатов, которые будут основой для всей системы электронных закупок. К ним относятся:

- анонимность подачи заявок – устраняются возможности для сговора участников;

- обезличенная оценка заявок по критерию качества – сокращается субъективизм оценки заявок;

- автоматическое формирование электронной площадкой итогового протокола – сокращается риск преднамеренных искажений и случайных ошибок;

- раскрытие информации о ценовых предложениях только в итоговом протоколе – устранение возможности «подгонки» под своего поставщика;

- информирование каждого участника только о результатах оценки его заявки и лучшей цене – рост добросовестной конкуренции.

Для внедрения этого решения в жизнь планируется внести соответствующие изменения в 44-ФЗ, внедрить электронные банковские гарантии и провести обучение специалистов, готовых работать в сфере электронных процедур.

Кроме этого, значительное внимание будет уделено ужесточению ответственности операторов электронных площадок за обеспечение устойчивой работы и конфиденциальность. Также планируется внести изменения в регламенты работы электронных площадок.

По словам экспертов, внесение изменений в 44-ФЗ повлияет и на развитие конкуренции на рынке электронных торговых площадок.

«На мой взгляд, главная цель 44-ФЗ – создать прозрачную конкурентную среду, открытую для всех. Торговые площадки, которые работают сейчас, хорошо зарекомендовали себя в рамках 94-ФЗ, и я не думаю, что у них возникнут какие-то проблемы при повторной аккредитации, которая, полагаю, должна будет пройти в ближайшее время. Наоборот, мы сможем привлечь новых игроков рынка ЭТП и тем самым еще выше поднять планку качества их услуг», – Виталий Зарудин, председатель координационного совета общероссийской общественной организации «Безопасное Отечество», член общественного экспертного совета Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России, член рабочей группы экспертного совета при Правительстве РФ по вопросам совершенствования государственных закупок и государственных инвестиций.

 «В связи с жесткими правилами, предусмотренными 44-ФЗ, когда заказчики окончательно переключатся на электронные процедуры, а процесс аккредитации поставщиков на электронных площадках будет упрощен, можно будет говорить о полноценном внедрении прозрачной системы электронных торгов. Альтернативным способом участия бизнеса в электронных торгах может стать повсеместное внедрение в регионах РФ услуг, аналогичных сервису Правительства Москвы – «Портал поставщиков», где аккумулируются закупки у малого и среднего бизнеса, что, безусловно, положительно скажется на развитии конкуренции в электронных торгах», – Юрий Самгин, начальник правового управления, международной юридической компании AllenAnders.

«В связи с переходом на всеобщие формы электронных процедур необходимо усилить контроль за деятельностью площадок и
ввести обязательное дублирование всей информации в единую информационную систему по размещению госзаказа, сочетая его с размещением информации на площадке. В противном случае, в работе действующих площадок могут наличествовать элементы недобросовестной конкуренции, поэтому необходимо развитие рынка и ввод новых участников. Но только после ужесточения контроля за деятельностью площадок» –Кабанов Кирилл Викторович, председатель Национального антикоррупционного комитета, член Совета при Президенте РФ по  развитию гражданского общества и правам человека.

Итак, очевидно, что концепция, предлагаемая Минэкономразвития России отвечает всем современным тенденциям и заслуживает должного внимания, и, на мой взгляд, одобрения со стороны общественности. Однако, есть опасения, что такая масштабная революция федеральной контрактной системы может привести к некоторым сложностям на стороне государственных и муниципальных заказчиков. Возможно, есть смысл вводить такие изменения постепенно, путем «обкатки» на нескольких регионах. Анализ результатов таких пилотных проектов позволит выявить все возможные недостатки предлагаемой концепции и учесть их перед распространением изменений 44-ФЗ на всю страну.